Рекомендации логопеда
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет учитель-логопед – специалист, исправляющий нарушения речи.
Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду! Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребёнка закрепляется и хуже поддаётся коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.
Вопреки распространённому мнению, учитель-логопед не только «ставит» звуки, ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и:
- словарный запас;
- фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);
- грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
- связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).
Работа учителя-логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.
Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте 5-7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи, общим недоразвитием речи, подбирая индивидуальную коррекционно-развивающую программу для каждого ребёнка.
Учитель-логопед проводит диагностику воспитанников, которая состоит из обследования:
- звукопроизношения;
- фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
- лексического строя речи;
- словообразовательного процесса;
- слоговой структуры слов;
- грамматического строя речи;
- связной речи.
На основе этого учитель-логопед определяет структуру и степень выраженности имеющегося у детей дефекта речи, проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по восстановлению нарушенных функций, работает в тесном контакте с воспитателями, специалистами ДОУ и родителями, выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и пожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Учитель-логопед даёт рекомендации родителям по организации ежедневных занятий дома. Индивидуальные консультации проводятся по приглашению учителя-логопеда или по просьбе родителей в определённый день. На этих консультациях учитель-логопед демонстрирует успехи ребёнка в преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения. Многим родителям знакомство с результатами обследования даёт истинное представление о речевом развитии их детей и значении работы учителя-логопеда. Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях детского сада.
Уважаемые родители!
В работе с детьми учитель-логопед использует апробированные коррекционные методики по исправлению отклонений в речевом развитии и восстановлению нарушенных функций.
Для того чтобы звукопроизношение вашего ребёнка было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только учитель-логопед!
Залогом успеха коррекционной работы являются:
- медикаментозное лечение (по показаниям врача);
- чёткое выполнение рекомендаций учителя-логопеда;
- регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным причинам);
- выполнение домашних заданий;
- контроль за речью ребёнка.
Дорогие родители, помните!
Хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Поэтому:
- старайтесь сделать ваши занятия с ребёнком интересными и увлекательными;
- поощряйте каждый правильный ответ ребёнка, и будьте терпимы к его ошибкам;
- не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что ребёнок устал и отвлекается, лучше отложите занятие;
- тем не менее, заниматься следует систематически - 2-3 раза в неделю;
- дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребёнком ролями.
Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент – всё это повысит интерес ребёнка к занятиям, а значит, возрастёт и их результативность.
- «Игра – основная форма работы учителя-логопеда с дошкольниками» учитель-логопед Петрова А.А.
- "Умные пальчики" - Чалая В.А. учитель -логопед высшей квалификационной категории
- «Специфика обучения чтению детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»-Каменских Т.Л. - учитель-логопед высшей квалификационной категории
- "Связная речь"- Бакланова Е.В. учитель-логопед высшей квалификационной категории.
- Игры с рифмами. - Каменских Т.Л. - учитель-логопед высшей квалификационной категории.
- Развитие дыхания. - Чалая В.А.- учитель-логопед высшей квалификационной категории.
- «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста» - учитель-логопед Петрова А.А.
- «Играем – фонематический слух развиваем» учитель-логопед Петрова А.А.
- «Обогащение словаря дошкольника» учитель-логопед Петрова А.А.
- "Веселая артикуляционная гимнастика" учитель-логопед высшей квалификационной категории Чалая В.А.