Рекомендации логопеда

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет учитель-логопед – специалист, исправляющий нарушения речи.

Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду! Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребёнка закрепляется и хуже поддаётся коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Вопреки распространённому мнению, учитель-логопед не только «ставит» звуки, ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и:

  • словарный запас;
  • фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);
  • грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
  • связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).

Работа учителя-логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.

Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте 5-7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи, общим недоразвитием речи, подбирая индивидуальную коррекционно-развивающую программу для каждого ребёнка.

Учитель-логопед проводит диагностику воспитанников, которая состоит из обследования:

  • звукопроизношения;
  • фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
  • лексического строя речи;
  • словообразовательного процесса;
  • слоговой структуры слов;
  • грамматического строя речи;
  • связной речи.

На основе этого учитель-логопед определяет структуру и степень выраженности имеющегося у детей дефекта речи, проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по восстановлению нарушенных функций, работает в тесном контакте с воспитателями, специалистами ДОУ и родителями, выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и пожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Учитель-логопед даёт рекомендации родителям по организации ежедневных занятий дома. Индивидуальные консультации проводятся по приглашению учителя-логопеда или по просьбе родителей в определённый день. На этих консультациях учитель-логопед демонстрирует успехи ребёнка в преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения. Многим родителям знакомство с результатами обследования даёт истинное представление о речевом развитии их детей и значении работы учителя-логопеда. Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях детского сада.

Уважаемые родители!

В работе с детьми учитель-логопед использует апробированные коррекционные методики по исправлению отклонений в речевом развитии и восстановлению нарушенных функций.

Для того чтобы звукопроизношение вашего ребёнка было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только учитель-логопед!

Залогом успеха коррекционной работы являются:

  • медикаментозное лечение (по показаниям врача);
  • чёткое выполнение рекомендаций учителя-логопеда;
  • регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным причинам);
  • выполнение домашних заданий;
  • контроль за речью ребёнка.

Дорогие родители, помните!

Хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Поэтому:

  • старайтесь сделать ваши занятия с ребёнком интересными и увлекательными;
  • поощряйте каждый правильный ответ ребёнка, и будьте терпимы к его ошибкам;
  • не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что ребёнок устал и отвлекается, лучше отложите занятие;
  • тем не менее, заниматься следует систематически - 2-3 раза в неделю;
  • дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребёнком ролями.

Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент – всё это повысит интерес ребёнка к занятиям, а значит, возрастёт и их результативность.